Чек-лист ИП: как вести бухгалтерию самостоятельно

20.03.2018

Нередко начинающие бизнесмены решают вести бухгалтерию самостоятельно. Специализированные онлайн-сервисы и профессиональные программы помогают им в этом. Если вы также решили сэкономить бюджет на услугах специалиста и считаете, что справитесь с налогами, дебетом-кредитом, то, потратив определенное время и набив шишек (опыт — сын ошибок трудных), вполне вероятно, сможете удержать предприятие на плаву.

Мы составили для вас пошаговую инструкцию, которая, надеемся, поможет вам не наломать дров и уверенно развивать своё предприятие.

1. Составьте бизнес-план

Для начала сделайте предварительный расчёт предполагаемых доходов и расходов вашего бизнеса — данные потребуются при подсчёте налоговой нагрузки.

2. Выберете режим налогообложения

Потом вам надо будет определиться с системой расчёта налогов и формы их выплаты. Основной или специальные налоговые режимы?

ОСНО, УСН, ЕНВД, ЕСХН, ПСН — от этого выбора напрямую зависит и налоговая нагрузка ИП (суммы могут различаться в разы), и формы отчётности, и сроки их сдачи. Если вы не знаете, как сделать расчёт налоговой нагрузки, наши сотрудники могут вас проконсультировать по данному вопросу.

3. Узнайте про отчётность всё

Внимательно ознакомьтесь с налоговой отчётностью выбранного вами режима. Ещё раз удостоверьтесь, что вы сделали правильный выбор. Актуальные формы отчетности вы можете найти на официальном сайте ФНС. Вам придётся самому следить за всем кадровым учетом, делать все виды отчётности, вести и хранить кадровые документы, при этом заниматься остальной предпринимательской деятельностью.

4. Будут наёмные сотрудники?

Если вы в вашей компании и жрец, и жнец, и на дуде игрец, справляетесь со всем самостоятельно, работаете без помощников, то этот пункт можете пропустить. Но лучше ещё раз проанализируйте своё решение по поводу штата. Стартуете вы в одиночку или с группой товарищей? Как ИП будет вести бухгалтерию?

С наёмными работниками, понятно, вести бухгалтерию намного сложнее: становясь работодателем, индивидуальный предприниматель приобретает статус налогового агента. Поэтому ему надо обязательно рассчитывать и удерживать с сотрудников подоходный налог, а также выплачивать за них взносы в Соцстрах и Пенсионный фонд.

На данный момент за своих сотрудников предприятие сдаёт несколько видов отчетности: в ПФР, в ФСС и в налоговую инспекцию. К примеру, в ИФНС надо сдать Данные о среднесписочной численности сотрудников, справки 2-НДФЛ и 6-НДФЛ, в ФСС — форму ФСС-4.

5. Выберете вид бухгалтерского обслуживания

Точно решили отправиться в самостоятельное плавание? Хорошо. На простых режимах налогообложения вести бухгалтерию вам помогут специальные программы или онлайн-сервисы — эти веб-ресурсы минимизируют ваши ошибки, которые достаточно легко допустить при ведении учёта вручную.

Однако на ОСНО и УСН, а также при большом количестве хозяйственных операций, ведение бухучета ИП разумнее передать на аутсорсинг. Сколько будет стоить услуга, можете уточнить по телефону: +7 (343) 287-11-66.

6. Составьте «шпаргалку бухгалтера»

Внимательно изучите налоговый календарь своего режима. Если вы будете не вовремя сдавать отчёты и уплачивать налоги, то вместо прибыли можете заработать штрафы, пени, блокировку расчётного счета и другие малоприятные последствия.

Современные электронные помощники, скорее всего, вам напомнят о приближающейся дате отчетности, однако знать основные сроки всё равно необходимо.

7. Ведение документации

Не забывайте вести всю документацию и сохраняйте все «бумажки», относящиеся к бизнесу: договоры с контрагентами, чеки, выписки из банка, кадровые документы, БСО, отчётность по кассовому аппарату… Налоговая может их проверить даже через два года после снятия ИП с регистрационного учета (если быть точнее — в течение трёх лет).

Чтобы облегчить себе жизнь, сразу сортируйте документы по папкам или файлам. К примеру, группы могут быть следующими: «Закупки», «Продажи», «Клиенты», «Поставщики», «Налоги».

8. Контролируйте себя!

Обязательно сверяйтесь с налоговой — удостовериться в отсутствии задолженности можно через семь дней после уплаты налога (сделайте это с помощью используемой вами онлайн-бухгалтерии или через личный кабинет на сайте www.nalog.ru)

Надеемся, что данный чек-лист поможет вам правильно вести бухгалтерию ИП самостоятельно! Однако если нужна будет помощь, наши специалисты ответят на все ваши вопросы. Напоминаем, номер телефона ЦБУ: +7 (343) 287-11-66. Удачи!

Оставьте заявку
Оставьте свой номер и мы свяжемся с вами в течение 10 минут
Номер телефона*
Нажимая на кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности